Крымская республиканская
организация Профсоюза
​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​

Непреложные принципы социальной стабильности

02.07.2020

Эпидемическая ситуация сложившая в целом в стране создала экстремальные условия для функционирования системы здравоохранения в целом и каждого медицинского работника в частности.

Именно они, наши коллеги - врачи, медсестры, фельдшеры, санитарки, водители… первыми встречали в аэропортах граждан с еще фактически неизвестной для нас инфекцией. Именно они, фактически «с колес» оказывали помощь первым пациентам, участвовали в формировании специализированных подразделений, инфекционных учреждений. В это же время отраслевая наука, ведущие профильные специалисты, организаторы здравоохранения формировали методики лечения больных, инфицированных, лиц в зоне риска заражения коронавирусом, механизмов профилактики его распространения. При этом в первую очередь изменились условия труда практически у всех работников здравоохранения, что, безусловно, определило и смену на этот период основных приоритетов в работе нашего профсоюза. Во всех региональных организациях созданы «горячие линии» для оперативного решения вопросов, поступающих от его членов. Так, более 7 тыс. обращений было рассмотрено о режиме рабочего времени, организации работы по совместительству.

Особую актуальность приобрели в этот период меры социальной поддержки членов профсоюза. Профсоюзом работников здравоохранения Российской Федерации из профсоюзного бюджета, по решению региональных организаций, было выделено более 102 млн руб, которые были направлены на обеспечение работников средствами индивидуальной защиты, на организацию питания на рабочем месте, приобретение бытовых приборов и бытовой техники. Материальная помощь на сумму более 42 млн руб. оказана более 2 тыс. членам профсоюза.

Предметом пристального внимания региональных организаций с органами управления здравоохранением, стали вопросы страхового обеспечения при заболевании COVID-19, расширения федеральных норм в этой части за счет средств региональных бюджетов.

Речь также шла о дополнительном стимулировании за особые условия труда, большую нагрузку и выполнение особо важных работ. Мы стали не только свидетелями, но и участниками реализации принимаемых мер на самом высоком уровне государства для чего из федерального бюджета были выделены финансовые средства. К сожалению, нечетко сформулированные Правительством РФ Правила, определяющие порядок и условия их расходования, отсутствие своевременно направленных на места разъяснений Минздрава России по установлению стимулирующих выплат, обусловили практически повсеместно многочисленные вопросы и создали напряженность в среде медиков.

Наша попытка минимизировать возникающие проблемы, а также конкретные предложения по их урегулированию были оперативно обозначены в официальных обращениях в федеральные органы власти. Ответы по ряду вопросов, поставленных профсоюзом, нашли в какой-то мере, свое отражение в изменениях и дополнениях Правил, утвержденных Правительством РФ, в разъяснениях Минздрава России. Так, сняты вопросы по трактовке фактически отработанного времени, что являлось существенным «камнем преткновения» для определения условий и размеров единовременных стимулирующих выплат за выполнение особо важных работ, установленных в фиксированных размерах в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12.04.2020г. № 484. Право на получение выплат получили также медицинские работники, которые обеспечивают оказание медицинской помощи, в т. ч. специалисты функциональной и лабораторной диагностики, рентгенологических, патологоанатомических подразделений, а также специалисты с иным (немедицинским) высшим образованием.

Однако, все эти регулирующие меры предусмотрены для работников профильных или сформированных специально для оказания помощи больным с диагнозом КОВИД-19, стационарных, амбулаторно- поликлинических учреждений (подразделений), бригад скорой помощи. Фактически вне поля федерального нормативного регулирования остались вопросы стимулирования значительного числа специалистов непрофильных амбулаторных и стационарных подразделений, бригад скорой медицинской помощи, оказывающих медицинскую помощь лицам с неизвестным на момент обращения диагнозом. Именно в этих, «условно чистых» учреждениях, подразделениях, где оказывается неперепрофилированная медицинская помощь «условно здоровым от инфекции» пациентам работают подавляющее большинство медиков, прочих категорий работников. Без их участия невозможно выявление, диагностирование коронавируса, бесперебойное сопровождение лечебного процесса и ухода за больными, сохранение и обеспечение санитарно- эпидемиологического режима. С учетом специфики течения данного заболевания фактически все работники здравоохранения осуществляют свою профессиональную деятельность в условиях значительного контакта с потенциально инфицированными, риска заражения, что, кстати, подтверждается высоким уровнем их заболеваемости.

Наш профсоюз в основе своей деятельности исходит из непреложных принципов социального партнерства, которыми руководствовались в работе с федеральными и региональными органами власти, регулируя вопросы, связанные с трудовыми правами работников. Но в сегодняшней ситуации, к сожалению, наши конструктивные предложения Минздраву России фактически не нашли своего разрешения. Именно этот фактор побудил нас направить в адрес министра М. Мурашко Открытое письмо с обобщением наиболее острых проблем в этой сфере, а в последующем и выразить от имени Профсоюза негативное отношение к нарушениям трудовых прав работников. Заявление мы направили во все федеральные органы исполнительной власти и средства массовой информации.

Одновременно эти вопросы решались региональными и первичными профсоюзными организациями на местах. Они предпринимали усилия в формировании соответствующими органами управления здравоохранением региональной нормативной базы, локальных нормативных актов учреждений в обеспечении трудовых прав работников с учетом их специфики.

В нынешней экстремальной производственной ситуации возникли и другие направления работы отраслевого профсоюза. Так, нами было инициировано решение Минздравом России вопроса о переносе сроков аттестации специалистов в субъектах РФ на квалификационную категорию. Это обеспечило сохранение соответствующих выплат в зарплате в случаях, когда у конкретных специалистов в период эпидемии наступил срок переаттестации.

Совместно с Минздравом России и Национальной медицинской палатой продолжается работа над проектами профессиональных стандартов специалистов здравоохранения, норм нагрузки отдельных категорий работников, штатного нормирования в рамках разработки Минздравом России Порядков оказания отдельных видов медицинской помощи.

Сегодня перед нашими профсоюзными организациями всех уровней стоят задачи обеспечения трудовых прав работников в условиях «возвращения» системы здравоохранения к привычной жизни, восстановления в полном объеме оказания плановой медицинской помощи, снятия с перепрофилированных клиник инфекционного статуса, при одновременном условии обеспечения профилактики и предотвращения инфекции и сохранения готовности к оказанию медицинской помощи больным COVID - 19. Но и в самой организации деятельности системы здравоохранения, в т.ч. в сфере кадровой политики, надо полагать, предстоят серьезные изменения. В первую очередь в финансовом обеспечении.

Читатели «Медицинской газеты» знают, что профсоюз в течение многих лет отстаивает позицию о доведении объемов государственного финансирования отрасли до уровня не ниже рекомендованного ВОЗ – 6-7% от ВВП.

Очевидно, также потребуется корректировка механизмов обязательного медицинского страхования, в частности, применительно к учреждениям, расположенным на селе, в отдаленных, малонаселенных пунктах. Ведь не секрет, что именно увязка объемов финансов, поступающих в учреждение, с объемами оказываемых услуг, а также принцип подушевого финансирования, обусловили множество проблем в части полного возмещения всех расходов на оказание медпомощи, в т.ч. оплаты труда работников.

В числе наших предложений государственным органам неоднократно высказывалась необходимость принципиальной корректировки организационных реформ, проводимых в сфере здравоохранения. Это и сокращение сети учреждений и их штатной численности, не всегда разумная переориентация на преимущественное амбулаторное оказание медицинской помощи с сокращением стационарных объемов, практически ликвидация целых звеньев оказания медпомощи, в первую очередь, на селе. К сожалению, все эти проблемы остро обозначились в период пандемии коронавируса, когда фактически “с колес” пришлось перестраивать и стационарную, и амбулаторную, и скорую медицинскую помощь, и диагностическую службу, что потребовало значительных организационных мер и финансовых затрат федерального бюджета.

Практика этого столь сложного для всей страны периода также показала необходимость более четкого выстраивания единой системы здравоохранения на основе “вертикали” управления региональными системами здравоохранения, о чем сегодня заявляют эксперты и что также подтверждает обоснованность ранее высказываемых предложений профсоюза. Так, в течение многих лет мы неоднократно предлагали начать вертикализацию здравоохранения с формирования единой государственной системы гарантий в условиях оплаты труда работников. Мы исходим из того, что существующая значительная специфика профессиональной деятельности различных категорий работников здравоохранения, регламентируемая соответствующими Порядками, Стандартами оказания медпомощи, клиническими рекомендациями, требует единого учета в условиях и размерах оплаты труда, независимо от территориальной принадлежности учреждений.

Предложения Профсоюза работников здравоохранения РФ по совершенствованию систем оплаты труда нашли свое отражение в Поручениях Президента РФ В. Путина, связанных с модернизацией первичного звена здравоохранения. Это установление и единой структуры заработной платы медицинских работников на всей территории Российской Федерации, и нормативов минимального должностного оклада, и единых правил выплаты им надбавок при условии неснижения их размеров, и максимально допустимого уровня совместительства.

«В доэпидемические времена», если можно так выразиться, Минздрав, Минтруд России совместно с Профсоюзом приступили к разработке предложений в Трудовой кодекс РФ по наделению Правительства РФ полномочиями по утверждению требований к отраслевым системам оплаты труда. Работа продолжается и сейчас, несмотря на то, что по объективным причинам сроки введения этих норм «сдвигаются» на более поздний период. Мы, Профсоюз, сформулировали свои предложения, исходя из логики Поручений и необходимости принципиального изменения подходов как к структуре заработной платы, так и к дифференциации размеров оплаты труда медицинских работников. Отстаиваем их в рамках разработки и обсуждения проектов нормативных правовых актов на всех “рабочих площадках”, в т.ч. в рамках Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. С нашей точки зрения, на федеральном уровне крайне необходимо совместное рассмотрение концептуальных подходов и механизмов отраслевого регулирования оплаты труда медицинских работников всеми заинтересованными участниками процесса. Одновременно отмечу необходимость обеспечения правовой базы повышения уровня материальной оценки труда как важнейшее, но не единственное направление нашей работы. Понимание перспективы организационного, структурного, штатного реформирования отрасли, изменения подходов к подготовке и допуску к профессиональной деятельности специалистов ставит перед нами ответственные задачи по обеспечению в новых условиях и трудовых и профессиональных и социальных прав и интересов работников. Эти направления, скорректированные с учетом сложившихся обстоятельств, будут определены на очередном съезде Профсоюза, сроки которого в связи с эпидемией были вынужденно перенесены на более поздний период. Мы впредь будем выступать за социальную стабильность в медицинском сообществе. Это сегодня главное.

Михаил Кузьменко,
председатель Профсоюза работников здравоохранения РФ.